МИНКИНА ВАЛЕНТИНА АЛЬФРЕДОВНА (5.03.1941-18.11.2004), доктор пед. наук, профессор кафедры информационного менеджмента.

Валентина Альфредовна Минкина

Валентина Альфредовна Минкина - Валентина Альфредовна Минкина

Валентина Альфредовна родилась 5 марта 1941 г. в Ленинграде. Ее отец, Минкин Альфред Юлианович, инженер-металлург, умер в 1942 г. во время блокады в Ленинграде.

 Мать, Пивоварова Циля Натановна,  инженер-экономист.

 В 1958 г. Валентина Альфредовна закончила 189 школу Дзержинского района Ленинграда и начала работать монтажницей на оборонном предприятии.

 С середины 1959 г. В. А. Минкина  библиотекарь в заводском комитете Ленхим-пищекомбината Ленинградского обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности и одновременно студентка вечернего отделения факультета технических библиотек ЛГИК им. Н. К. Крупской.

С 1962 г. Валентина Альфредовна переходит на работу в библиотеку ВНИИ электросварочного оборудования, где работает сначала библиографом, а затем  старшим библиографом.

В 1965 г., после окончания с отличием ЛКИК им. Н. К. Крупской, В. А. Минкина поступает в заочную аспирантуру, после окончания которой (в 1970 г.) под руководством Л. В. Зильберминц защищает кандидатскую диссертацию по теме «Информационно-поисковые языки и отражение ими новых понятий: (на опыте литературы по сварочной технике)».

В 1970 г. В. А. Минкина начинает работать ассистентом на кафедре технической литературы, которой в те годы руководил И. А. Мохов. Очень быстро (в 1973 г.) она становится старшим преподавателем, а в 1975 г.  доцентом.

В 1993 г. успешно защитила докторскую диссертацию на тему «Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании специалистов».

С 1989 г. Валентина Альфредовна заведовала кафедрой научно-технической информации (информационного менеджмента). В 1999 г. ей присвоено звание «За-служенный работник культуры».

Валентина Альфредовна была разносторонне образованным человеком. Ее книги, статьи всегда становились предметом обсуждения в профессиональной среде. На ее публичные выступления всегда собиралось большое количество коллег и учеников. Далеко не все из них могли оценить в полной мере тонкость и широту ее исследовательских концепций, но ощущение события, встречи с незаурядной личностью было, пожалуй, у всех. Она была не просто доктором наук, а одним из самых крупных и талантливых ученых в информационной науке.

Диапазон научных интересов Валентины Альфредовны всегда был очень широк. Ею опубликовано более 100 работ. Она автор коллективной монографии, многих статей, учебных пособий, глав учебников, программ учебных курсов. Особенностью ее научного творчества стало постоянное расширение научных интересов под воздействием требований времени (то, что социологи науки называют профессиональной мобильностью).

Предметный анализ публикаций Валентины Альфредовны позволяет выделить основные, последовательно развиваемые ею направления. Сначала это были проблемы информационно-поисковых языков и возможностей библиотечно-библиографических классификаций. В середине 1970-х гг. основное внимание сосредоточено на связи документальный поток — библиографическая продукция. Исследования посвящены вопросам библиографирования технической литературы, оценке качества библиографических пособий. Эта тема продолжается в 1980-х гг. на основе изучения документальных потоков, когда выходят в свет работы по организации проблемно-ориентированного информационного обеспечения и слежения за развитием отраслей и проблем в области естествознания и техники.

В конце 1970-х гг. В. А. Минкиной в соавторстве с Э. Е. Рокицкой открывается новое для отечественной библиографии направление исследований документального потока — изучение ценностных свойств документов, качественная оценка их библиографами.

В 1980-х гг. Валентина Альфредовна занимается изучением проблем библиографического обслуживания специалистов. Вместе с коллегами ею найден нетрадиционный подход — психолингвистическое изучение профессионального чтения, позволивший объединить результаты изучения ценностных свойств документов, условий чтения и ситуаций библиографического обслуживания в единый комплекс проблем организации обслуживания специалистов научно-технических библиотек предприятий и организаций, наметить пути и проблемы библиографического обеспечения специалистов в условиях межведомственного взаимодействия библиотек, разрабатывать проблемы информационного менеджмента и маркетинга.

В то же время наметился переход к разработке проблем оценки информационно-библиотечного потенциала региона, анализа взаимодействия библиотек различного типа и подчинения. Этой проблеме посвящена монография «Библиотечная система крупного города» (1993 г.), в которой освещены вопросы истории и современного состояния библиотечной системы Санкт-Петербурга.

Особое место в научном творчестве Валентины Альфредовны занимает комплексная проблема роли библиотечно-библиографического обслуживания в непрерывном образовании специалистов. Результаты этого исследования в 1993 г. были защищены в качестве докторской диссертации.

Известность среди коллег получили и работы последнего пятилетия, связанные с изучением информационной культуры специалистов, рассмотрением проблем имиджа библиотек, информационного поведения ученых.

Однако вклад ученого определяется не только количеством опубликованных работ, широтой их тематики, но и тем, как они используются в профессиональном сообществе и смежных научных дисциплинах. Установлено, что количество ссылок на публикации Валентины Альфредовны, сделанных в основных профессиональных журналах России и в диссертационных исследованиях — более 300. На ее работы ссылаются не только те, кто работает в близких научных направлениях, но и ученые, занимающиеся самыми разными проблемами библиотечно-информационной науки, социологи, науковеды, психологи, педагоги.

Особое место в жизни Валентины Альфредовны занимала педагогическая деятельность. Она была не просто преподавателем, а Учителем для тех, кому посчастливилось у нее учиться. Это было не только обучение предмету, а обучение жизни. Она своим примером показывала ученикам как оставаться Человеком в самых сложных жизненных ситуациях. И заданная ею этическая планка всегда была столь высокой, что часто для многих казалась недостижимой.

Валентина Альфредовна участвовала в жизни каждого, кто встречался на ее пути. Она умела давать советы, не навязывая их. Каждый человек, будь то коллега, аспирант, студент чувствовал ее заинтересованность в своей судьбе.

Любой ученый стремится создать и оставить после себя научную школу, тех, кто продолжал бы его дело. У Валентины Альфредовны такая школа есть. Она чтила своих учителей Л. В. Зильберминц, Д. Ю. Теплова, И. А. Мохова и привила это почтение своим ученикам. 

Благодаря Валентине Альфредовне на кафедре сложилось бережное отношение к истории кафедры, сохраняемое во всем: в фотографиях основателей кафедры; во встречах со старыми сотрудниками; в подготовке биобиблиографий сотрудников; в подготовке воспоминаний и статей о людях, работавших на кафедре.

«С самого начала мы, ученики, знали имена И.А. Мохова, Д.Ю. Теплова, В.В. Гнучевой. Всегда с особой теплотой звучало имя Людмилы Вениаминовны Зильберминц, чей авторитет стал непререкаемым для всех, кто когда-либо учился и работал на кафедре. Все ученики Валентины Альфредовны с гордостью говорят о том, что принадлежат к научной школе Л.В. Зильберминц, а теперь добавляют — и к школе Зильберминц-Минкиной» .

 Валентина Альфредовна умела разглядеть в человеке талант и направить его в нужное русло.

 Большое место в ее жизни занимала дочь Анна (1976 г.р.) и внучка Мария. Она стремилась сделать для них все, что только возможно, постоянно беспокоилась за их будущее.

 Умерла Валентина Альфредовна 18 ноября 2004 г., похоронена на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга.

Образование, ученая степень, звание:

1964 г. - Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К.Крупской.

1993 г. - доктор педагогических наук

1995 г. – профессор

Участие в национальных и международных организациях, ассоциациях: Заслуженный работник высшей школы. Член правления Петербургского библиотечного общества

Круг научных интересов: документоведение и теория документальных потоков; библиография естествознания и техники; библиотечно-библиографическое обслуживание специалистов; информационная культура;  информационный менеджмент

 

 

Публикации о Минкиной В.А. :

1. Валентина Альфредовна Минкина: Биобиблиогр. указ. Л., 1991; Брежнева В.В. Конспект научной биографии, написанный учениками // Петербург. библ. школа. 1999. № 1;

2. Качанова Е.Ю. В.А. Минкина – талантливый представитель Петербург. библ. школы: ученый, библиограф, педагог // Непрерывное библиотечное образование. 2001. № 3-4;

3. Рокицкая Э.Е. Руководитель ХХI в / Э.Е. Рокицкая, В.И.Рокицкий // Науч. и техн. б-ки. 2001. № 7

4.  Статья в Википедии, посвященная В. А. Минкиной

 

Новости

С новым годом!

Дорогие студенты!

Примите наши поздравления с началом нового учебного года!

Подробнее...

Добро пожаловать!

С 1 сентября 2016 года Пилко Ирина Семеновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента.

Подробнее...

Путеводитель по фондам НТБ

Выпускница магистратуры 2015 года кафедры информационного менеджмента Парамонова Ирина Евгеньевна стала составителем бесценного пособия "Путеводитель по фондам научно-технических библиотек России".

Подробнее...

65-ая ежегодная международная научная конференция аспирантов и студентов в области библиотечно-информационной деятельности

18-19 апреля 2016 года кафедра информационного менеджмента приглашает принять участие в ЕЖЕГОДНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (65-я конференция памяти О. М. Зусьмана)
Подробнее...
© 2018 Кафедра информационного менеджмента СПбГИК. Все права защищены.

 

 

Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов